Битвы гигантов

06.11.2007 "Биржа"№43
Потенциально немецкая сеть Real может открыть в нашем городе не менее трех гипермаркетов, заявил на церемонии торжественного открытия генеральный директор OOO "Real, - Гипермаркет" Мартин ЭНДЕР. Но тем самым она оттянет покупательский поток не только у прямых конкурентов розницы, но и у своего "оптового брата" METRO Cash&Carry.


Монополия местных сетей на продуктовом рынке длилась до 2004 года. В декабре 2003 года в Нижний вышел оператор торгово-розничной сети “Рамстор” турецкой компании “Рамэнка”.

20 июля 2005 года в нашем городе открылся первый центр мелкооптовой торговли METRO Cash&Carry, входящий в METRO Croup — ведущую торговую компанию мира.
Затем в Нижний вышли московские сети. Первый супермаркет торговой сети “Перекресток” открылся в цокольном этаже ТЦ “Аврора” 15 октября 2005 года.

С первого марта 2006-го около 60 принадлежавших ранее компании Millhouse Capital магазинов “Эконта” перешли под контроль ООО ТД “Копейка”. Оставшиеся 17 магазинов достались краснодарской сети “Магнит”.

Осенью 2006 года французская компания Auchan открыла гипермаркет в ТРЦ “Мега” под Нижним.

Результаты работы первого нижегородского METRO Cash& Carry превзошли все ожидания компании: по итогам его полного календарного года работы в 2006 году продажи составили 54 млн евро. На конец того же года METRO зарегистрировано 67 тыс. клиентов, среднее количество посетителей в день составляло 2202 человека. Оценив динамику роста продаж, компания приняла решение о начале строительства второго ТЦ МЕТRО, Нижний стал первым городом в России, в котором компания открыла свой второй торговый центр.

7 сентября 2005 года на станции “Варя” компанией “Гиперцентр-Девелопмент” был заложен первый камень гипермаркета “Мосмарт”. Впоследствии руководство компании приняло решение вместо гипермаркета построить торговый центр “Мосмарт”, который запустят в начале 2008 года.

Знаковые изменения

По данным министерства экономики Нижегородской области, розничный товарооборот Нижегородской области за девять месяцев 2007 года увеличился в сопоставимых ценах на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 161 млрд рублей.

Среди оставшихся на рынке местных сетей можно назвать “Райцентр”, “Медведь”, “Народный”, сетевой тандем “Мясновъ” и “Отдохни”, “Саюс” и Spar. Вследствие усиливающейся конкуренции для нижегородской розницы наступили нелегкие времена, например, с рынка “улетела” сеть “XXI век”.

Эта сеть была одной из старейших компаний на рынке продуктового ритейла, замечает директор “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. Возможно, закрытие связано с продажей, а возможно (что не противоречит первому) — с конкуренцией, которая делает данный бизнес низкорентабельным. Размышляя, насколько естественен процесс вытеснения продуктовой розницы из центра города, респондент возражает: здесь остались “Рамстор”, Spar, универсам “Нижегородский”. Другое дело, что, с точки зрения эффективного использования площадей, собственникам выгоднее сдавать их небольшим магазинам (да и с парковками в центре плохо). Но, признает Юрий Кузьмичев, безусловно, от центра покупателей “продмагов” оттянула периферийная розница: METRO, “Перекресток”, Auchan.

Открытие в нашем городе второго центра METRO Cash& Carry, а также появление его розничного “брата” директор консалтинговой компании “Финсмарт” Андрей Трубин считает событием знаковым, подчеркивая: не в каждом миллионнике появляется такое количество магазинов этой сети. По его мнению, это служит косвенным подтверждением перспективности и высокого экономического потенциала региона.

REALны ли надежды

По словам господина Эндера, все три торговых объекта ведущей торговой компании мира Metro Group работают с единой логистической платформы Metro Group Logistics — сервисной компании, также входящей в холдинг и специализирующейся на эффективных логистических решениях. Разницу в марже (торговой надбавке) между товаром в METRO Cash&Carry и в гипермаркете Real он назвать отказался, сославшись на конфиденциальность этих данных.

Как рассказала глава представительства METRO Group в России Юлия Белова, за полтора года до прихода Real компания начала мониторинговые исследования нижегородского рынка: оценивались транспортные развязки, плотность населения и потенциал района, в котором открывался магазин. Независимо от города, в котором открывается магазин, концепция гипермаркета, изначально предполагающего доступные потребителю цены, остается неизменной. С оговоркой: определенные параметры нуждаются в адаптации к местному рынку — в магазине есть специальные указатели на полках, обозначающие, что товар произведен в Нижнем Новгороде.

Трудно судить об особенностях нижегородского рынка по прошествии двух недель со дня открытия, но две недели работы в тестовом режиме более чем оправдали ожидания компании, подчеркнул Мартин Эндер. В России сейчас работают десять Realов. Однако, по словам генерального директора OOO “Real, — Гипермаркет”, в день открытия оборот нижегородского оказался самым крупным за всю историю работы сети в России.

Об особенностях нижегородского рынка

Мартин Эндер не упомянул, что первый день работы для хорошо прорекламированного игрока-дебютанта, как правило, аншлаговый. К примеру, в день открытия на Нартова второго центра, когда туда пустили не только счастливых обладателей клиентских карточек, но всех желающих, а сам торгцентр по случаю открытия объявил скидки, полки магазина оголились уже к обеду.

Однако по истечении двух с небольшим месяцев выяснилось, что по сравнению с METRO на Мещерском озере (где, по словам гендиректора сети “Медведь” Андрея Горбатова, “тарилась” вся область), в соседнем “Медведе” продажи не упали ни на копейку, не снизились они и в универсаме “Нагорный”. По слухам, второй METRO Cash&Carry до сих пор не может выйти на запланированную прибыльность. Оказалось, та часть проживающих в верхней части города клиентов, что победнее, предпочитает закупаться в гораздо более демократичном гипермаркете Auchan. Теперь в конкурентную борьбу за покупателя двух смежных районов — Советского и Нижегородского — включится Real.

17 ноября в непосредственной близости от Real встанет еще один конкурент — питерский гипермаркет “Лента” (одномоментно на Московском шоссе распахнет двери его брат-близнец).
Что тогда предпочтет покупатель: “Большой выбор маленьких цен” от Real или “Экономию в каждой покупке. Всегда” от “Ленты”?

Ниша для нижегородцев

У продуктового ритейла в Нижнем существует как минимум двукратный потенциал роста, считают эксперты. По данным аналитиков ИГ “Атон”, двукратный рост доли коснется прежде всего современных форматов: гипермаркета, супермаркета, дискаунтера. Но и доля формата “магазин у дома”, по данным того же источника, вырастет с 20% в 2005 году до более 40% в 2010-м. На чем основана такая уверенность?

Продовольственный “магазин шаговой доступности” — самая большая и интересная ниша на рынке продуктового ритейла. Потребность города в таких исчисляется сотнями. Но можно ли сейчас в Нижнем открыть сотню магазинов, задает риторический вопрос директор “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев?


В отличие от американцев у россиян вообще, и нижегородцев в частности, не сложилась традиция закупать недельный запас продуктов, полагает директор консалтинговой компании “Финсмарт” Андрей Трубин. 90% нижегородцев покупают “набор первой необходимости” ежедневно, поэтому формат “магазин у дома” остается востребованным. Однако его развитие упирается в ряд проблем. Первая — отсутствие необходимого количества помещений. Вторая — формирование ассортимента. С одной стороны, маленькие обороты таких магазинов не позволяют им снижать наценку до уровня гипермаркетов. С другой — значительно увеличить обороты и предложить очень широкий ассортимент “магазины у дома” не могут по определению. По мнению Андрея Трубина, активно развиваться сеть таких магазинов может только в составе какой-либо крупной оптовой дистрибуторской компании, для которой это будет дополнительный, а не основной бизнес.

Свидетельством того, что торговля в Нижнем достигла мирового уровня, явится иск компании ЛУКОЙЛ к гипермаркетам, обустраивающим рядом с автомобильными парковками заправки, на которых торгуют бензином без наценки, замечает руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов. Традиционно для всех стран мира: когда магазинов становится так много, а покупателей так мало, чтобы их привлечь, торговые сети идут на все. Самая эффективная уловка — построить рядом собственную заправку и продавать бензин без наценки, что крайне не нравится нефтяным компаниям. Когда в Нижнем нефтяная компания подаст в суд на торговую, это будет свидетельствовать о том, что рынок торговых площадей насытился. Через три-четыре года это случится.

Елена ЦАРЕВА
Все новости