Почему в Нижнем не приживается новый вид торговли?

18.02.2013 Биржа Нижегородских предпринимателей№ 6 от 19 Февраля 2013
Новый для Нижнего Новгорода формат бизнеса — торговля горячим хлебом «с колес» — появился полтора года назад. С тех пор индивидуальный предприниматель Андрей Пискарев тщетно пытается получить разрешение на торговлю хлебобулочными изделиями с фургонов. Этот вид мелкой розницы, в отличие от стационарных киосков, в торговом реестре и каких-либо других законодательных актах не прописан.
Дело в том, что передвижной фургон — это не торговая точка. Следовательно, он не может быть включен в городской реестр и получить необходимые документы. Причем, продукция имеет все необходимые сертификаты и упакована в специальные пакеты. Европейский опыт мобильной торговли горячим хлебом городские власти не интересует. А депутаты гордумы, имеющие свой хлебный бизнес и торговые точки, не стесняются активно применять административные рычаги в борьбе с «хлеболетами», не давая шанса предпринимателю.

«Хлеболет» в пролете

Все началось в сентябре 2011 года, когда в городе появились 17 специальных фургонов для продажи изделий автозаводского хлебзавода «Колос-3». Оборудование позволяло доставить хлеб до места продажи в горячем виде. Выездная торговля могла бы стать хорошим подспорьем для жителей частного сектора, которым далеко до ближайшего магазина. Фургончики уже появлялись в поселках Канавинского района — Березовском, Володарском и Тепличном, где нет магазинов шаговой доступности. Экс-глава Канавинского района Николай Сатаев поддержал эту идею.

Но тут все закрутилось. К «хлеболетам» стали наведываться то участковые, то представители Роспотребнадзора. Естественно, не по собственному желанию, а по «сигналам» от жителей. При этом сам Андрей Пискарев уверен, что за всем этим стоят его конкуренты по «хлебному бизнесу», у которых из‑за «хлеболетов» падает выручка.

Милиция выписывает штрафы за торговлю в неустановленном месте. В сентябре 2011 года суд Ленинского района приостанавливал деятельность ИП на месяц. В Нижегородское управление ФАС поступала жалоба о нарушении конкуренции со стороны «хлеболетов». Но антимонопольщики посчитали, что законодательство не нарушено.

Сейчас претензий к «хлеболетам» у Роспотребнадзора нет. Понятно, что фургоны нельзя ставить где попало. Но где именно с них можно торговать — ответа на этот вопрос Пискарев пока не получил.

Как сообщил «Бирже» депутат городской думы, не пожелавший быть названным, «в Нижнем Новгороде все решают частные интересы, у нас все еще работает правило «не подмажешь — не поедешь». «Предпринимателю, прежде чем вкладывать деньги в этот бизнес, стоило договориться с властями, подстраховаться. Торгуют же молоком с машин — чем хлеб-то хуже? Тоже товар первой необходимости. Просто у нас есть производители хлеба у власти, которые не пустят автозаводский хлеб на свою территорию. Они спасаются от экспансии, так как у них цены выше, а может быть, и хлеб не такой вкусный. Это бизнес по-нижегородски. Предпринимателю можно пожелать удачи в этой войне. К сожалению, на малый бизнес у нас традиционно наплевать», — прокомментировал депутат.

Нарушители поневоле

«Регламент для нестационарной розничной торговли в Нижнем Новгороде составлен. Но для выездной торговли хлебом в нем не нашлось места, — рассказал Андрей Пискарев. — Мы дважды обращались в городскую администрацию, собирали более 1000 подписей от покупателей, но получали отказ. Нас охотно приглашают на городские праздники, ярмарки, на День города или района. Так, в парке им. 1 Мая мы раздавали детям горячую выпечку. На выставке на Нижегородской ярмарке даже губернатор Валерий Шанцев попробовал наш горячий хлеб».

По словам предпринимателя, причина отказа в том, что такой формат торговли регламентом не предусмотрен.

«В сентябре нам устно обещали включить нас в регламент, но этого не произошло, — пояснил он. — Бочки для молока есть, а нас нет. Мы бы с радостью разместились рядом с молочной бочкой, но нам не дают этого сделать. Я хочу заново собрать подписи и обратиться уже на областной уровень».

Сначала с «хлеболетов» торговали на Автозаводе, потом в Канавине, сейчас они работают во всех районах, кроме Сормовского и Нижегородского.

У предприятия 35 фургонов, оборот составляет около 3 млн руб. в месяц. «Я планировал закупить еще фургоны, но теперь думаю, есть ли в этом смысл, — поделился Пискарев. — В некоторых районах нас замучили — каждый день штрафуют. Фургон приезжает на место, приходит участковый, составляет на продавца протокол о незаконной торговле. Суд обязывает продавца выплатить штраф — от 500 руб. Если это происходит не в первый раз, штраф может достигать 5 тыс. руб. Так, на одной точке в Ленинском районе штраф — 120 тыс. Естественно, при таком раскладе бизнес не будет рентабельным. Мусора после нас не остается, продукция сертифицирована. В чем проблема?»

По словам предпринимателя, эксперты Управления Роспотребнадзора взяли образцы продукции, но никаких отклонений не нашли. Единственная претензия заключалась в том, что продукция не упакована. Теперь продукция поступает с хлебзавода в упаковке, и вопрос вроде бы решен.

«Хлеб у нас свежий, горячий, с хрустящей корочкой. У фургона очередь выстраивается. Это наше преимущество», — высказал свое мнение Пискарев.

Тем не менее, фургончики с хлебом имеют не только сторонников, но и противников. Высказывания против «хлеболетов» звучали и на заседаниях думских комиссий. Депутат Василий Пушкин, генеральный директор ООО «Торговый дом «Народный» интересовался, какие меры против них принимает полиция.

При этом владелец «хлеболетов» ссылается на опыт стран Европы, где магазины на колесах узаконены. «В сентябре мы были на хлебопекарной выставке в Мюнхене, — рассказал он. — Там такой вид торговли активно развивается: работают мини-фургоны «Мерседесы», фуры и небольшие магазинчики на колесах. Мы купили несколько велорикшей. Они могли бы ездить, скажем, по Большой Покровской и продавать хлеб. Но вряд ли разрешат… »

Розница против сетей
«Я не верю, что существует заговор власти и ритейлеров, но в последние годы делается все возможное для крупных сетей, — высказался директор ООО «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. — Можно было для тех же фургонов определить ряд точек, прописать все требования. Если есть свободная ниша, найдутся предприниматели, которые займутся этим видом бизнеса. Когда будет возможность не арендовать помещение и строить супермаркеты, а продавать хлеб с машин, это приведет к снижению затрат и быстрой окупаемости. Если бы власть подходила к этому вопросу более гибко, можно было бы найти способ помочь малому бизнесу. Ведь они продают местную продукцию. Мы говорим о поддержке местного производителя, а на деле закрываются рынки, малому бизнесу не даем развернуться».

Юрий Кузьмичев подтверждает, что продавать хлеб с фургона можно на рынке или на ярмарке, не нарушая правила торговли.

«Другой вопрос, кто и зачем придумал эти правила. Почему в Нью-Йорке и Париже можно торговать с мини-фургона, а в Нижнем Новгороде нельзя? Здесь ситуация двоякая, — пояснил Кузьмичев. — На время праздников администрация разрешает выездную торговлю, чтобы решать социальные вопросы. Например, дать возможность населению купить хлеб дешевле, чем в магазине. Но все упирается в чьи-то интересы или в определенный формат мышления. Заниматься мелкими предпринимателями и их небольшими налогами и разными проблемами никому не хочется. Гораздо проще работать с крупным ритейлом».

Что ждет малый бизнес?

По данным городского департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства, в Нижнем Новгороде функционирует 2,5 тыс. точек мелкорозничной торговли. Из них 400 работают с нарушениями.

Депутаты городской думы на совместном заседании постоянных комиссий приняли решение обратиться в ЗС НО с предложением повысить штрафы за торговлю в неотведенных местах. На сегодняшний день штраф при однократном административном правонарушении для граждан не превышает 2,5 тыс. руб., должностных лиц — 10 тыс., юридических — 50 тыс. Городская администрация предлагает увеличить санкции для граждан до 4 тыс. руб., должностных лиц — до 30 тыс., для юридических — до 250 тыс. При повторном административном правонарушении в течение года предлагается установить еще большие размеры: на граждан — до 5 тыс. руб., на должностных лиц — до 50 тыс., на юридических — до 500 тыс.

Эксперты уже прогнозируют сокращение субъектов малого бизнеса в Нижнем Новгороде после принятия «драконовских» штрафов.

Маткин-Максим.jpgМаксим Маткин
Руководитель ассоциации
«Торговые люди»

Сама идея торговли горячим хлебом с фургонов для Нижнего Новгорода новая и интересная. Эта ниша абсолютно не заполнена. Если компания может торговать хлебом там, где нет магазинов, это удобно для покупателей. Главное, чтобы соблюдались санитарно-эпидемиологические правила.

Можно вспомнить опыт европейских стран, а также Москвы. В столице появляется много передвижных фургонов или вагончиков, которые продают street food. Фургоны приезжают в определенные точки продаж в установленное время, и к ним сразу же выстраиваются очереди. Если такая форма торговли развивается во всем мире, то и в Нижнем Новгороде она возможна.

Тюрин-Игорь.jpgИгорь Тюрин
Депутат гордумы,
гендиректор хлебзавода «Каравай»

Я всегда и везде утверждаю, что власть должна быть сильной. Администрацией города проделана колоссальная работа по определению мест размещения объектов торговли. «Хлеболетов» там не предусмотрено, поэтому комиссия гордумы по экономике будет всеми мерами бороться против «хлеболетов». К тому же понятно, что идет нарушение всех правил торговли и санитарных норм.

Этот бизнес мешает развиваться стационарной торговле и хлебозаводам, нарушает логику конкуренции. «Хлеболеты» встают у супермаркетов и торгуют где считают нужным. Люди покупают более дешевый хлеб с машины, в это время хлебобулочная продукция в магазинах черствеет. Моя точка зрения определена — я категорически против торговли хлебобулочными изделиями с «хлеболетов».

Крысова-Мария.jpgМария Крысова
Партнер юридической компании
«Маслов и партнеры»

Постановлением правительства Нижегородской области от 22.03.2006 № 89 (ред. от 29.01.2013) утверждены Типовые правила работы объектов мелкорозничной сети на территории региона. Согласно им автофургоны относятся к нестационарным передвижным торговым объектам. Юрлицо или индивидуальный предприниматель, желающие осуществлять мелкорозничную торговлю на таких объектах, обязаны обратиться в орган МСУ за разрешением на размещение передвижного объекта.

Как следует из положений постановления, мелкорозничная торговля осуществляется в местах, отведенных в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. В случае наличия на один адрес двух и более заявлений проводится аукцион.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2011—2012 годы действует до 28 февраля 2013 года.

При этом законодательство не запрещает заинтересованным лицам направить свои предложения относительно включения в схему нового места размещения нестационарного торгового объекта для рассмотрения органом МСУ.

Александра Архипова
Все новости